Экономические аспекты обслуживания грузовой техники отечественного и иностранного производства
Одним из наиболее болезненных последствий экономического кризиса во всем мире стало резкое снижение деловой активности.
Вполне естественно, что это напрямую отразилось на объемах автомобильных грузоперевозок.
При этом также ощутимо снизилась работоспособность подвижного состава.
Дело не только в том, что уровень продаж нового грузового транспорта значительно сократился, и многие предприятия и компании вынуждены эксплуатировать технику с высоким уровнем износа, или приобретать подержанный транспорт.
Помимо этого, многие владельцы грузового автотранспорта начали испытывать значительные затруднения с ремонтом и техническим обслуживанием техники.
Причина этих затруднений проста и, одновременно, очень весома – нехватка средств.
В новых экономических условиях собственники транспорта зачастую не имеют возможности оплачивать ремонт грузовых автомобилей, который всегда отличался высокой стоимостью.
Такая высокая стоимость традиционно имеет две составляющие – стоимость услуг автосервис ных предприятий и стоимость запчастей.
Ни для кого не секрет, что качественный ремонт грузового автотранспорта может обеспечить только фирменный автосервис.
Грузовые автомобили, сами по себе, являются достаточно сложными с технической точки зрения.
Кроме этого, на современный грузовой автотранспорт устанавливается различное навесное оборудование, которое позволяет выполнять широкий круг технологических задач в самых разнообразных отраслях промышленности и народного хозяйства.
Безусловно, эти факторы обуславливают высокий уровень сложности качественного ремонта, высокие требования к квалификации персонала автосервиса, необходимость применения современного дорогостоящего оборудования для диагностики, обслуживания и ремонта грузовой техники.
Обеспечить обслуживание и ремонт грузового транспорта на столь высоком уровне могут, главным образом, официальные сервисные предприятия, авторизированные производителями.
На таких предприятиях соблюдается и, как правило, контролируется производителем, технологический регламент р абот по обслуживанию и ремонту, применяется соответствующее оборудование и материалы, персонал проходит соответствующее обучение.
Характерным явлением стало то, что фирменные автосервисы, обслуживающие грузовой автотранспорт крупных иностранных производителей, очень неохотно идут на снижение цен на свои услуги.
В некоторой степени, это объясняется, действительно, достаточно высокой себестоимостью, в некоторой степени – желанием «держать марку».
Кроме этого, таким образом автосервисные предприятия пытаются компенсировать вызванное объективными причинами снижение спроса на свои услуги, справедливо полагая, что при возникновении необходимости владелец транспорта, так или иначе, будет вынужден обращаться к их услугам.
В этом отношении, собственники грузового автотранспорта отечественного производства оказываются в более выигрышном положении.
Сказывается не только более низкая стоимость услуг и более широкий выбор фирменных автосервисов.
Дело в том, что для ремонта и обслуживания отечественной грузовой техники требование использования фирменного автосервиса является гораздо менее критичным.
Существует доста точное количество «не официальных» грузовых сервисов, в которых производится обслуживание такой техники.
Кроме этого, многие автотранспортные предприятия имеют в своем штате квалифицированных специалистов для выполнения большей части необходимых работ.
Значительную часть стоимости работ по ремонту и обслуживанию грузового автотранспорта составляют расходы на приобретение запасных частей, комплектующих и расходных материалов.
В этой части, владельцам импортного транспорта также приходится несколько сложнее обеспечивать ремонт и обслуживание своей техники.
Ни у кого не вызывают сомнений качественные преимущества оригинальных запчастей на импортную технику.
Однако, как и в случае с услугами автосервисов, даже кризис не заставил производителей запчастей и комплектующих пойти на ощутимое снижение цен.
В существующих сегодня условиях, для многих владельцев импортного грузового транспорта такой уровень цен является критичным.
Поэтому, в целях экономии, они вынуждены приобретать не оригинальные запчасти.
К сожалению, рынок не оригинальных запчастей насыщен контрафактной продукцией, и результатом такого решения зачастую становится не экономия денежных средств, а дополнительные незапланированные расходы, связанные с сокращение эксплу атационного ресурса, а также уровень безопасности эксплуатации техники.
Что касается запчастей для отечественных грузовых автомобилей, то они являются более доступными по определению.
Кроме этого, сегодня функционирует достаточное количество самостоятельных производств запчастей, которые, однако, имеют достаточно тесное взаимодействие с производителями техники.
Результатом такого сотрудничества становится компромиссный вариант, при котором недорогие запчасти полностью соответствуют всем требованиям производителей автомобилей и могут с успехом использоваться для выполнения ремонтных работ.
Таким образом, влияние стоимости обслуживания и ремонта грузового автотранспорта на бизнес перевозчиков, промышленных и торговых предприятий, использующих автомобили отечественного производства, проявляется намного менее выражено.
Это позволяет им более уверенно и стабильно чувствовать себя в кризисных условиях.
При этом следует отметить, что современные грузовые автомобили ведущих российских марок отличаются достаточно высоким качеством и обеспечивают широкую функциональность.
Этим вопросам производители сегодня уделяют достаточно пристальное внимание.
В сочетании с более доступной стоимостью, это позволяет им составлять вполне достойную конкуренцию на отечественном рынке импортному грузовому автотранспорту.