У компании "Техинком", одной из крупнейших на российском рынке продаж и сервисного обслуживания коммерческой и легковой автотехники, в Твери действует собственное производственное предприятие "Техинком-Центр", где разрабатывают и серийно изготавливают автоподъёмники и пожарные автомобили. А совсем скоро номенклатура его продукции расширится за счёт ещё одного типа машин – шарнирно-сочленённых шасси и самосвалов повышенной проходимости "Ямал В-4". В репортаже с выставки CTT Expo 2022 я уже вкратце упоминал о разработанном на базе такого "Ямала" двухосном внедорожном самосвале, теперь же представилась возможность познакомиться с ним более детально. Как рассказал Олег Бредихин, под руководством которого создавался "Ямал В-4", эта шарнирно-сочленённая машина предназначена для работы в условиях самого сложного бездорожья, в том числе – в северных регионах страны, где в период осенне-весенней распутицы для доставки грузов невозможно использовать никакую иную колёсную технику. Другое дело – "Ямал В-4"!
В настоящее время несколько таких тяжёлых шарнирно-сочленённых внедорожников уже эксплуатируются в качестве различных спецмашин: топливозаправщика с 10-кубовой цистерной, аварийно-восстановительной ремонтной машины (МАВР), общетранспортной бортовой машины с КМУ, автоцистерны для перевозки воды и, даже, высокопроходимого 20-местного вахтового автобуса. А мне удалось свести близкое знакомство с самосвалом. До недавнего времени все шарнирно-сочленённые самосвалы, используемые на непроходимой для любых других колёсных машин местности, поставлялись в нашу страну исключительно из-за рубежа. Теперь иностранные производители с рынка ушли, а вот потребность в такой технике осталась. Ответом на неё и стал "Ямал В-4520". Обладая снаряжённой массой 17,3 тонны, в своём 12-кубовом кузове он способен транспортировать до 20 тонн сыпучих грузов. Интересно, что вместо привычной системы подогрева выхлопными газами этот кузов изнутри покрыт поликерамопластом. По словам разработчиков, он лучше препятствует примерзанию груза, а что касается прочности, то при -60 оС это покрытие выдерживает падение с трёхметровой высоты каменной глыбы массой в тонну.
С точки зрения конструкции, шарнирно-сочленённое шасси "Ямал Т-4" представляет собой две полурамы с шарнирным соединением, "ломающимся" в горизонтальной плоскости. На передней полураме размещены кабина и силовой агрегат, на задней – самосвальная платформа с механизмом её подъёма. В расположенном под кабиной моторном отсеке установлен выпускаемый в Набережных Челнах рядный 6-цилиндровый дизель Cummins рабочим объёмом 6,7 л и максимальной мощностью 300 л.с., выпуск которого КАМАЗ теперь продолжает без иностранного партнёра. Пару этому двигателю составляет гидромеханический автомат Allison 3500RS, с которым агрегатирована двухступенчатая раздаточная коробка ZF с блокируемым дифференциалом и электропневматическим управлением. В качестве альтернативы также рассматривается ярославский дизель семейства ЯМЗ-536, а также гидромеханическая коробка передач МЗКТ или даже механическая ZF – опытный водитель справится с её управлением даже на бездорожье. Кроме того, в 2018 году была изготовлена модификация с газовым двигателем компании "РариТЭК".
Задний мост "Ямал В-4" жёстко закреплён на своей полураме, а в конструкции передней зависимой подвески тоже использовано жёсткое крепление, но – к поперечному балансиру. Подобная её конструкция, в отличии от классической рессорной подвески, позволяет комплектовать машину фронтальным бульдозерным отвалом и использовать его с полной нагрузкой. Именно таким отвалом снабдили модификацию, предназначенную для аварийно-восстановительных работ. Оба моста "Ямал В-4" заимствованы у трактора "Кировец". Но – в усиленном варианте с увеличенной с 12 до 16 мм толщиной стенок, с более высоким передаточным отношением главной передачи для повышения распределяемого к колёсам крутящего момента и с заменой роликовых подшипников на конические. Для повышения проходимости и передний, и задний мосты снабжены самоблокирующимися дифференциалами.
На самосвале "ЯМАЛ В-4520" установлены шины размерностью 750/65R25, специально разработанные для скальных карьеров. У них наиболее оптимальный для этого рисунок проектора и наиболее высокая сопротивляемость к износу и повреждениям. Если же предполагается использовать спецмашины "ЯМАЛ В-4" на слабонесущих грунтах, например, в глубоком снегу или на заболоченной местности, то такие шины – не самый подходящий вариант: с ними машина может буксовать при преодолении, к примеру, крутых подъёмов или оврагов. В подобном случае "Ямал В-4" целесообразнее "обуть" в шины с более широким профилем и более развитым рисунком протектора. Например, в такие, как уже применяемые рядом эксплуатирующих организаций шины 66х43R25. Но, если машине предстоит много перемещаться по дорогам общего пользования, то, как вариант, можно поставить и шины размерностью 23,5R25 – в этом случае по ширине получится вписаться в дорожный габарит 2,55 м. Именно такие шины установлены на колеса уже упоминаемой аварийно-восстановительной ремонтной модификации.
Освоение выпуска "Ямал В-4" крайне актуально на фоне ухода зарубежных производителей шарнирно-сочленённых самосвалов. Другое дело, что многие из тех, кто годами эксплуатирует подобные машины, рассчитывают на более высокие грузоподъёмность и грузовместимость. Поэтому уже начаты предварительные работы над новой модификацией самосвала на базе "Ямал В-4", которая будет поставлена на колёса с шинами размерностью 66х45R25, отличающиеся более высокой несущей способностью. За счёт этого разработчики рассчитывают увеличить до 25 тонн грузоподъёмность, а также вместимость самосвальной платформы, которую, к тому же, сделают ковшового типа. Скорее всего, перспективный двухосный самосвал оснастят ярославским V-образным 8-цилиндровым дизелем: не самым экономичным и легким, но максимально локализованным и ремонтопригодным, а также более соответствующей подобной комплектации кабиной Минского автозавода. В состав силового агрегата включат или "автомат" Allison, или механическую коробку передач.
И, конечно, надеемся на разработку версии самосвала "Ямал" с колёсной формулой 6х6, обладающей гораздо более высокой грузоподъёмностью. Тем более, что первые образцы трёхосных "Ямал В-6" с бортовой платформой уже изготовлены и отгружены одному из заказчиков.
Константин Закурдаев, источник:
-
Новости Все новости20 декабря 2024 г.ТЕХИНКОМ поздравляет коллег и партнеров с Днём энергетика
- Сервис
- Кредит / Лизинг