Парк приключений Павлова на окраине Твери стал местом проведения тест-драйва шарнирно-сочлененного самосвала «Ямал» В-4520, производимого предприятием «Техинком-Центр». Эта модель из семейства В-4 едва ли не самая перспективная.
Первая засветка новинки широкой публике состоялась еще в мае на выставке СТТ-2022. Машина создана конструкторами под руководством Олега Бредихина, который и презентовал ее потенциальным заказчикам. После ухода с российского рынка Bell, Caterpillar, Volvo CE и других зарубежных брендов потребность в такой технике запредельная. В 2021 году в России продан 321 новый шарнирно-сочлененный самосвал, что на 152 ед. или на 90 % больше, чем за 12 месяцев 2020 года. По сути, появление «Ямала» и стало ответом на запросы потребителей, занятых в разработке карьеров, прокладке дорог и работающих в топливно-энергетических компаниях.
Шарнирно-сочлененный самосвал В-4520 снаряженной массой 17,3 тонны и грузоподъемностью 20 тонн на шинах низкого давления выпускают на мощностях ПК «Техинком-Центр» в Твери. Рабочая поверхность кузова объемом 12 м3 покрыта поликерамопластом высокого скольжения, что препятствует примерзанию сыпучего груза и облегчает его сход при разгрузке. Толщина покрытия днища и фронтальной стенки составляет 25 мм, боковых стенок – 12,5 мм. Материал производит компания «Гелар» из Красноярска.
На передней полураме установлена узкая дневная кабина КАМАЗ без спального места на четырехточечной пружинной подвеске. Конечно, в идеале хотелось бы видеть более комфортабельную кабину Минского автозавода, но как раз с этим есть определенные проблемы. На второй полураме смонтирован стальной кузов прямоугольного сечения, адаптированный к перевозке сыпучих грузов, включая скальную породу. Конструкторы сочли возможным не применять для него обогрев выхлопными газами, что упрощает и удешевляет конструкцию.
«Ямал» В-4520, полная масса: 37 300 кг, начало продаж: 2022 г.
К слову, самосвал на усиленных мостах – далеко не единственное исполнение на платформе В-4. По словам заместителя генерального директора УК «Техинком» Андрея Коржевина, некоторые модификации тяжелых вездеходов опробовали на Крайнем Севере и, в частности, автотопливозаправщик АТЗ-9 прошел опытно-промышленные испытания в одном из подразделений «Газпрома». В шарнирно-сочлененном исполнении уже выпущены машина аварийно-восстановительных работ, автоцистерна для намораживания зимников АЦП-8, 20-местный вахтовый автобус А-20, топливозаправщик В-4611 с 10-кубовой цистерной, бортовой грузовик со стальной платформой и КМУ Fassi. Согласно плану производства вездеходов «Ямал», в числе возможных исполнений значатся версии с бульдозерным и снежным отвалом, буровая установка, экскаватор, АИС, АРС, АРОК, ПАРМ и другие с полезной нагрузкой до 12 тонн. Гражданский «Ямал» В-4520 в этой продуктовой линейке считается одним из самых перспективных и массовых по платежеспособному спросу. Есть и военный самосвал грузоподъемностью 20 тонн с двигателем КАМАЗ-740 и коробкой передач КАМАЗ-154.
Водитель работает в спартанских условиях.
В отличие от тракторов с шарнирно-сочлененной рамой, на шасси «Ямал» В-4 монтируется бескапотная дневная кабина. Благодаря такому техническому решению на задней полураме можно устанавливать довольно крупные кузовные надстройки и элементы навески: цистерны большого диаметра, фургоны и другое оборудование длиной до 6000 мм и массой до 24 тонн.
Машина без проблем преодолевает брод глубиной до одного метра.
Представленный на тест-драйв самосвал «Ямал» В-4520 оснащен 6-цилиндровым рядным дизельным двигателем Cummins 6.7 ISBe3 C-300 объемом 6,7 л, мощностью 300 л. с. и крутящим моментом 1100 Нм. Несмотря на заморское название, мотор этот российского производства, изготовленный в Набережных Челнах на мощностях бывшего СП с американцами. В силовую линию включена и 6-ступенчатая КП с гидротрансформатором Allison 3500 ORS. Альтернативой ей может служить 9-ступенчатая КП ZF 9AS 1310TO.
Для управления АКП используется джойстик.
Возможности карьерного самосвала увеличивает раздаточная коробка ZF c блокируемым дифференциалом. Кроме дизеля, производитель будет поставлять и газовый двигатель YC6G260N-50 уровня Евро-5 рабочим объемом 7,8 л, мощностью 248 л. с. С ним используют 6- и 9-ступенчатые автоматы.
Под кабиной размещен 300-сильный турбодизель Cummins.
Завидную проходимость самосвалу обеспечивают усиленные мосты ПЗМ 750-2300000 от трактора «Кировец». Благодаря им передняя ось держит нагрузку 16 433 кг, задняя – 20 687 кг. Толщина стенок балки на них увеличена с 12 до 16 мм, а вместо роликовых подшипников применены конические. Для увеличения крутящего момента подобрано более высокое передаточное число главной пары (20,182), а еще инженеры добавили самоблокирующиеся дифференциалы для переднего и заднего моста.
Угол подъема платформы достигает 47 градусов.
Бескамерные шины размерностью 750/65R25 (1620х750 R25) – оптимальное решение для работы в скальных карьерах. Их протектор с большими блоками-шашечками отлично справляется с бездорожьем и обеспечивает габаритную ширину в 2830 мм. Такая «обувь», как показал тест-драйв, позволяет и возвышенности брать, и в рыхлом грунте не буксовать, и через водные преграды проезжать.
Нижняя ступенька явно лишняя.
У производителя есть более широкие шины размерностью 66х43.00 R25. С ними габаритная ширина транспортного средства составляет 3440 мм, а радиус разворота достигает 8,56 м. Вопрос в том, надо ли применять такие «лапти» повсеместно. Если для рыхлого песка или снега их использование оправданно, то в других случаях – вряд ли. Для адаптации под специфику перевозок по дорогам общего пользования «Техинком-Центр» предлагает и более узкие покрышки размером 1615х600 R25, при которых габаритная ширина не превышает 2550 мм, а радиус разворота уменьшается до 8 м.
Шины размерностью 750/65R25 оптимальны для работы в скальных карьерах.
Впрочем, дело не только в размерности шин. На тестовом заезде по бездорожью у самосвала оторвало ресиверы – настолько экстремальным оказался рельеф выбранного маршрута. Их крепление на внешней стороне рамы потенциальные клиенты назвали неудачным. Разумнее было бы установить емкости со сжатым воздухом внутри рамы параллельно лонжеронам. Другое замечание касается нижней ступеньки, ведущей в кабину – она явно лишняя, ухудшает геометрическую проходимость. Понятно, что расшивка узких мест еще впереди, но это те самые проблемы, от которых не отмахнешься, как от назойливой мухи. Будут и другие замечания, которые подлежат анализу в целях дальнейшего совершенствования конструкции. Что точно не подлежит ревизии, так это исполнительные цилиндры гидростатического рулевого управления. Они крепятся на кронштейнах передней и задней полурамы и обеспечивают отличную управляемость: угол складывания составляет ±39 градусов.
Расположение ресиверов придется менять.
В условиях полигона организаторы тест-драйва продемонстрировали возможность самосвального «Ямала» преодолевать крутые подъемы и спуски, размытую почву и рыхлый песок, глинистые участки и дороги с твердой, как камень, поверхностью. По самым сложным участкам за рулем «Ямала» не один круг проехал генеральный директор управляющей компании «Техинком» Андрей Рогожкин. Заполненный водой ров и крутую горку с зыбким грунтом показательно одолели заводские водители-испытатели: ни у кого не должно было остаться сомнений в почти безграничных вездеходных качествах модели В-4520. Параллельно участникам тест-драйва продемонстрировали возможности легкого полноприводного вездехода «Ямал» М-62 с кабиной «Газель Nеxt».
«Ямал» В-4520 оснащен несколькими очень полезными опциями. В их числе предпусковой подогреватель двигателя, автоматической коробки передач и гидравлики. Клиенты пока присматриваются к новинке, и некоторые уже изъявили желание взять ее в пробную эксплуатацию. Осторожность бизнесменов понять можно: для них шарнирно-сочлененный «Ямал» в самосвальном исполнении по большей части экзотика. Вопрос в том, как красивая техника российского производства зарекомендует себя в суровом климате при безостановочной работе. И если ожидания оправдаются, завод без заказов не останется!
Технические характеристики ЯМАЛ В-4520 (4х4)
Колесная формула | 4х4 |
Снаряженная масса | 17 300 кг |
Габариты, (длина/ширина/высота) | 7800 / 2528 / 3300 мм |
Колесная база | 5100 мм |
Полная масса | 37 300 кг |
Объем кузова | 12 куб. м |
Двигатель | Cummins 6.7 ISBe3, Евро-3, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, 6,7 л, 300 л. с. при 2300 мин-1, 1100 Нм при 1200–1700 мин-1 |
Коробка передач | 6-ст АКП Allison 3500 ORS |
Вместимость топливного бака | 350 л |
Тормоза (передние/задние) | барабанные |
Размерность шин | 750/65R22.5 |
Угол подъема платформы | 47 градусов |
Радиус разворота | 9,15 м |
Конкуренты | Komatsu HM350-1, МоАЗ-75290, Volvo A25G |
Олег Бредихин, главный конструктор «ЯмалСпецмаш»
Мы давно уловили растущий спрос на шарнирно-сочлененные самосвалы, который с уходом иностранных брендов только усилился. У команды были определенные наработки в создании такой спецтехники, однако с весны текущего года их пришлось корректировать в плане использования в производстве не импортных, а российских узлов, агрегатов и компонентов. Мы начинали с китайской версии Cummins объемом 8,3 л, а позже перешли на более экономичный 6,7-литровый мотор. Вместо импортных коробок передач Allison и ZF есть возможность ставить аналог МЗКТ. Клиенты запрашивают и газомоторные версии, и первую из них вместе с компанией «РариТэк» мы показали на газовом форуме в 2018 году. Жесткий передний мост на балансире позволяет использовать бульдозерный отвал, и в целом «Ямал» c балансирной подвеской – техника универсальная. Начинали их производить с кабиной МАЗ, затем перешли на кабины КАМАЗ, которые проще, легче и дешевле. И хотя последние проигрывают белорусским по эргономике и полезному пространству, свою функцию выполняют. Мы поставили самосвал на шины 750/65R25 как оптимальные для скальных грунтов со способностью держать боковой крен 24 градуса. Аналогичные машины поставляем на строительство БАМа. Вообще, наша задача – делать надежное шасси, все остальное – фантазия заказчиков. У «Ямала» короткие передний и задний свесы, большое пятно контакта шин с дорогой, хорошая силовая линия. Найти реальную альтернативу такой продукции в современных условиях очень непросто. В нашей линейке есть серия «Ямал» В-6 в трехосном исполнении, созданная для перемещения длинномерных неразъемных грузов (например, стальных труб) массой не менее 16 тонн. Впрочем, это уже другая история, отличная от «Ямала» В-4.
Алексей Антонкин, представитель «Национальной нерудной компании»
Специфика нашей компании – производство нерудных материалов, в основном щебенки. У нас 18 карьеров в разных регионах России, и крупнейший из них – гранитный щебеночный карьер Павловск-Неруд (кстати, крупнейший в Европе) расположен в Воронежской области. Там работают самосвалы с жесткой рамой – 45-тонные БЕЛАЗы, а шарнирно-сочлененные задействованы на песчаных карьерах Центрального федерального округа. Преимущественно это спецтехника Volvo CE и Caterpillar. При выборе техники мы сильно завязаны на сервис, в том числе мобильный, а для разных брендов он представлен в регионах неравномерно. Для нас простой техники означает потерю прибыли, поэтому после ухода зарубежных брендов мы переключили внимание на отечественные. В этом плане Китай для нас не выход, поскольку заменить европейцев они смогут не раньше, чем через пять лет. Мы не можем себе позволить такую длительную перенастройку бизнеса. До весны текущего года неплохо зарекомендовали себя Scania и Volvo Trucks, занятые в перевозке полуфабриката и горной массы. Их приобретали по программе замены 45-тонных БЕЛАЗов, но теперь это в прошлом. В нашем случае «Ямал» может возить вскрышные породы на всех наших карьерах, но в большей степени он может подойти для эксплуатации на песчано-гравийных карьерах. Конечно, хотелось бы видеть самосвал грузоподъемностью побольше, чем 20 тонн у «Ямала», поскольку используемая сейчас техника возит у нас по 35-40 тонн.
Александр Трохачев, источник:
-
Новости Все новости20 декабря 2024 г.ТЕХИНКОМ поздравляет коллег и партнеров с Днём энергетика
- Сервис
- Кредит / Лизинг